575

🔸SCORE
🔸TOTE
🔸Трёхпозиционное описание
🔸Якоря

Ответ

Это трёхпозиционное описание. По часовой стрелке: 2-я позиция (ассоциация в другого), 1-я позиция (ассоциация с собой), 3-я позиция (наблюдатель, диссоциация).

• навык, образующийся в результате подкрепления
• гипнотическая речевая команда
• связь стимул-реакция
• ресторан на набережной

Ответ

В НЛП якорь - это связь стимул-реакция.

537

• в прошлом
• в настоящем
• в будущем
• где угодно

Ответ

Ресурсы в модели SCORE могут быть как в прошлом, так и в настоящем или будущем.

Исследуйте, как расположены ваши цели на вашей субъективной линии времени. И как они отличаются от событий, которые точно произойдут (Новый год, 8 марта) или произойдут независимо от вас (хоккейный матч, конференция) и повседневных событий (чистка зубов).
Например:
• мои цели на линии времени несколько выделяются - они больше и ярче;
• события, которые точно произойдут, более чёткие, а цели - более размытые;
• мои цели с неопределённым сроком (вроде выучить английский язык) большие, яркие, но при этом стоят достаточно далеко от повседневных событий.

• да, ведь субъективная линия времени характерная часть человеческого мышления;
• нет, субъективная линия времени результат научения и есть не у всех.

Ответ

Субъективная линия времени результат научения и есть не у всех. Люди без субъективной линии времени в среднем ведут себя как люди с включённой линией времени. Джек Макани оценивает количество людей без субъективной линии времени в 15-20%.

• возможность изменять состояние другого человека за счёт изменения своего состояния
• согласованность информации, одновременно передаваемой человеком разными способами
• заимствование элементов поведения другого человека
• установление соответствия внешних признаков поведения и состояния человека

Ответ

Возможность изменять состояние другого человека за счёт изменения своего состояния - это как раз ведение.
Согласованность информации, одновременно передаваемой человеком разными способами - это конгруэнтность.
Заимствование элементов поведения другого человека - это подстройка.
Сопоставление поведения и внутреннего состояния другого человека - это калибровка.

Какая модель НЛП изображена на картинке?

508

• SCORE
• TOTE
• Цикл обучения
• Метамодель

Ответ

Это модель «Цикл обучения». Смайлики обозначают этапы: Бессознательная Некомпетентность ▸ Сознательная Некомпетентность ▸ Сознательная Компетентность ▸ Бессознательная Компетентность.

Какой из предложенных вариантов - базовая пресуппозиция НЛП об обратной связи?

  1. Не бывает поражений – бывает обратная связь.
  2. Не бывает достижений – бывает обратная связь.
  3. Обратная связь - это реакция человека на получаемую информацию или совершаемое действие.
  4. Смысл коммуникации в обратной связи.
Ответ

Базовая пресуппозиция об обратной связи: «Не бывает поражений – бывает обратная связь».

Можно выделить три способа получения ресурса:
1️⃣ Перенос - у человека этот ресурс есть, просто в другом контексте. Например, состояние спокойствия есть во время лежания на диване, а во время беседы с начальником - нет. Берём этот ресурс с дивана и переносим в контекст беседы с начальником.
2️⃣ Моделирование - можно взять другого человека, у которого этот ресурс есть, и смоделировать с него. Например, навык рисования или состояние драйва. Так же можно воспользоваться уже смоделированными стратегиями, вроде «Стратегии Уолта Диснея» или «Быстрого лечение фобий».
3️⃣ Конструирование - создание ресурса под задачу. Например, конструирование убеждения с заданными параметрами.

494

Подумайте, какой способ доступа к ресурсу в ситуациях:

  1. вспомнить, войти и заякорить состояние спокойствия, в сложно ситуации запустить якорь;
  2. войти в состояние высокой продуктивности при помощи игры «Алфавит»;
  3. войти в ресурсное состояние подстроившись по человека в подходящем состоянии;
  4. придумать новое убеждение вместо старого;
  5. считать субмодальности у привлекательной цели и перенести их на представление о менее привлекательной цели;
  6. внести «энергию» миссии на уровень идентичности.
Ответ

1 - перенос (переносим состояние спокойствия при помощи якорения);
2 - конструирование (нужное состояние создаётся прямо в процессе игры);
3 - моделирование (моделируем состояние другого человека через подстройку);
4 - конструирование (конструируем новое убеждение);
5 - перенос (перенос состояния при помощи субмодальностей);
6 - перенос (переносим уже имеющуюся у нас «энергию» миссии).

Какой из предложенных вариантов - базовая пресуппозиция НЛП о смысле коммуникации?

  1. Смысл коммуникации в действиях, а не в словах.
  2. Смысл коммуникации определяется намерениями общающихся.
  3. Смысл коммуникации в реакции, которую она вызывает.
  4. Смысл коммуникации складывается из вербальных и невербальных сообщений.
Больше всего соответствует базовой пресуппозиции НЛП о смысле коммуникации третий вариант. В редакции от Роберта Дилтса она звучит так: «Смысл коммуникации заключается в реакции, которую оно вызывает, независимо от намерений коммуникатора».

• интенсивность состояния
• реализованность цели
• спишь или бодрствуешь
• уровень боли
• глубину транса
• сегодняшнюю дату
• удовлетворённость работой

Шкалировать можно любую аналоговую характеристику или дискретную, но с достаточно большим числом значений (вроде дни недели). Соответственно, из всего предложенного нельзя шкалировать только
• спишь или бодрствуешь - описано как дискретный выбор;
• сегодняшнюю дату - тут даже других вариантов нет.

Что такое "часть личности" в техниках "Интеграции конфликтующих частей" или "Шестишаговом рефрейминге"?
• реальная личность в сознании человека;
• метафорической описание паттернов поведения;
• нечто воспринимаемое сознанием как отдельное от себя.

Часть личности - метафорическое описание паттернов поведения. Удобство этой модели в том, что при работе с "частями личности" можно использовать навыки коммуникации: общаться, договариваться, убеждать и так далее.

• заимствование элементов поведения другого человека
• набор стереотипных поведенческих реакций
• стимул связанный с определённой реакцией
• цель лежащая за любым поведением
• объединение сенсорных стимулов как принадлежащих одному классу объектов

Паттерн (в психологии) - это набор стереотипных поведенческих реакций. Так же в некоторых направлениях паттерном называют объединение сенсорных стимулов как принадлежащих одному классу объектов (что бы это ни значило).

• Взгляни на это с его точки зрения.
• Посмотри на это со стороны.
• Определись, на чьей ты стороне.
• А какая у тебя своя точка зрения?

Вторая позиция - это ассоциация в другого. Так что к ней относится первая фраза. Вторая - скорее пытается перевести в третью позицию. Две последние - в первую.

Наблюдение за ситуацией с позиции собеседника в трёхпозиционной модели это:
• 1-я позиция
• 2-я позиция
• 3-я позиция

Мы воспринимаем ситуацию с точки зрения другого участника ситуации - так что это 2-я позиция.

Давайте ещё немного потренируемся с определениями эталона, различия, отношения и т.д.
Вам наверно всем известно «Колесо судьбы жизненного баланса». Здесь оно адаптировано для модели с эталоном.

302

  1. Определяете основные контексты своей жизни (на рисунке - только пример).
  2. Рисуете круг (или набор шкал), делите на соответствующее количество секторов.
  3. Определяете текущее состояние и эталон для каждого контекста, определяете в баллах различие между ними.
  4. Зарисовываете.
  5. Определяете отношение к этому различию.
  6. Думаете, что хотите изменить (если хотите) для каждого контекста - текущее состояние, эталон или отношение («+» на рисунке - менять не хочу, ситуация устраивает).

Есть много моделей описания актуального состояния. Одна довольно элегантная и удобная - модель «сравнения с эталоном». Вы берёте проблемную ситуацию и определяете:

298

Текущее поведение или состояние - ваше представление о своём нынешнем поведении в заданном контексте: «я неудачник», «постоянно раздражаюсь при общении с коллегами»,«большой вес».

Эталон - это то, с чем вы сравниваете ваше текущее поведение в этом контексте. Это может быть образ «идеального я», «правильного состояния», «идеального знания английского языка» или «мгновенного вставания по утрам».

Различие - собственно, чем именно в вашем восприятии «текущее поведение» отличается от «эталона». Здесь его полезно измерять. Например, берём эталон за 10 баллов, тогда текущее состояние оцениваем в 4 балла.

Отношение - оценка этого различия: «проблема», «задача», «раздражает», «пугает», «мотивирует», «оставляет равнодушным».

Что хочу изменить - поведение, эталон или отношение (может быть одновременно несколько вариантов).

Например. Актуальное состояние: «злюсь на людей».

  • «Текущее поведение» - люди часто ведут себя не по правилам.
  • «Эталон» - правильное поведение других людей.
  • «Различие» - в среднем получается, что люди себя ведут неправильно в 80% случаев.
  • «Отношение» - злость, когда люди ведут себя неправильно.
  • Хочу изменить отношение к различию.

Актуальное состояние: «я не люблю себя».

  • «Текущее поведение» - мне не нравится моё тело.
  • «Эталон» - супермодель «Х» - грудь, талия, попа, лицо, фигура, волосы, рост и всё остальное.
  • «Различие» - в баллах, 2 из 10 от «эталона».
  • «Отношение» - «я уродина».
  • Хочу изменить эталон.

Упражнение

Разберите по этой модели 2-3 проблемы.

В НЛП есть важные понятия в контексте процессов изменения: желаемое и актуальное состояния. Желаемое состояние это?

• замена негативного поведения на противоположное и позитивное: ненавижу девушку - люблю девушку;

• увеличение количества позитива: мало уверенности - много уверенности;

• определение нового более подходящего поведения в ситуации: заедаю стресс - умею контролировать своё эмоциональное состояние в сложной ситуации.

Желаемое состояние - это то поведение, которое хочется получить вместо «актуального» в заданной ситуации (последний вариант).

Как вы для себя, в своей карте, определяет, что такое "миссия"?

Некоторые варианты определений:

  • цель, выходящая за рамки жизни одного человека
  • что-то большее чем я, что я хочу привнести в мир
  • важная глобальная цель
  • сверхценность
  • что я готов сделать для прекрасного мира будущего

В технике "Изменение личностной истории" используется линия времени. Совпадает ли она с "субъективной линией времени"?

261

  • да, это одна и та же линия времени
  • нет, они различаются
Субъективная линия времени показывает внутреннюю организацию событий по времени, а в технике "Изменение личностной истории" это просто размещение событий с заданным переживанием по хронологии.